В целях дальнейшего развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях города и на основании решения городского экспертного совета (протокол №2 от 15.12.2011 г.) на базе детского сада открыта городская опытно-экспериментальная площадка по теме «Разработка и апробация методов и приёмов, способствующих успешной социализации дошкольников».
ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Тема опытно-экспериментальной работы:
«Разработка и апробация методов и приёмов, способствующих успешной социализации дошкольников»
База опытно-экспериментальной работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3.
Адрес: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Ремесленная, д. 24.
Актуальность проблемы:
В последние годы в России произошла смена социально-политических, социально-экономических и социокультурных условий жизни. В сложившейся сегодня ситуации дефицита культуры общения, доброты, внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, враждебность, эмоциональная глухота и т.п.
Воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-личностному направлению педагогов детского сада как с детьми, так и с родителями. Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить относительно небольшой процент российских семей (по данным статистики, от 20 до 60%). Тем не менее, семья остаётся тем институтом, который имеет решающее значение для социализации ребёнка.
Дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребёнка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребёнок живёт, развивается и самореализуется. Эффективность деятельности семьи и ДОУ в этой области определяется тем, насколько они способны обеспечить усвоение и воспроизводство детьми унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а также подготовку их к активной жизни в обществе. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.
В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять своё Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребёнка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и сверстниками.
Проблема экспериментасостоит в:
üотставании образованности педагогов в области социализации от быстро меняющейся социальной среды, потребностей общества;
üнедостаточном учёте индивидуальных особенностей детей в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
üотсутствии достаточно развитой предметно-развивающей среды для социального развития детей;
üнедостаточном развитии социального партнёрства педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы;
üнизком уровне педагогической культуры родителей.
Основные теоретические положения:
Необходимо:
· организовывать воспитательно-образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждого воспитанника;
· оптимизировать и индивидуализировать педагогическое общение педагогов детского сада с воспитанниками;
· упорядочить процесс социализации детей дошкольного возраста;
· установить основанные на доверии отношения между родителями и педагогами в целях объединения усилий по формированию социально-психологической адаптации ребёнка в обществе;
· повысить уровень педагогической культуры родителей воспитанников.
Цель исследования:
Разработка методов и приёмов воспитания детей, способствующих их позитивной социализации.
Объект исследования:
Процесс социализации дошкольников в детском саду.
Предмет исследования:
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
Если повысить эффективность работы МБДОУ по содействию социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, то дети станут более успешными в современном обществе, будут более нравственными, активными, коммуникабельными, самостоятельными и ответственными, умеющими видеть и решать проблемы автономно и сообща.
Задачи эксперимента:
· создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
· создание единой системы работы администрации, педагогических работников, медицинского и обслуживающего персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
· оптимизация и индивидуализация педагогического общения педагогов детского сада с детьми;
· учёт индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждого ребёнка в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
· формирование у детей эмпатии, коммуникативных способностей, осознанного отношения к нормам социального поведения, социально корректного поведения в кризисных ситуациях дома и в детском саду;
· воспитание социально успешных детей, развитие у них начал жизненного самоопределения;
· профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем;
· повышение уровня педагогической культуры родителей воспитанников.
Методология экспериментальной работы:
При проведении эксперимента будут использованы следующие методы:
— изучение литературы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста;
— сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
— сбор информации о родителях воспитанников;
— анализ документации ПМПк;
— анкетирование;
— тестирование;
— социометрия;
— педагогическое наблюдение;
— беседы;
— оценка содержания и методов воспитания, обучения детей;
— сравнение;
— обобщение;
— диагностика, регулирование и коррекция работы.
Прежде чем приступить к реализации программы эксперимента, необходимо определить круг участников экспериментальной работы, определить возрастные группы для проведения эксперимента. Определить исходное состояние работы по социально-личностному развитию детей, изучить личностные особенности воспитанников, состояние эмоционального благополучия; выявить особенности воспитания ребёнка в семье.
Необходимо регулярно проводить мониторинг целостного педагогического процесса по разделу программы «Детство» «Ребёнок входит в мир социальных отношений» и диагностику социальной ситуации ребёнка в семье. В ходе эксперимента педагоги должны наблюдать за формированием у детей социальных контактов и развитием способности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми и подбирать для работы с ними личностно-ориентированные методики. Во время организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности педагогов с детьми нужно активно использовать такие формы обучения детей как развивающие игры и упражнения, этюды и импровизации; наблюдения, прогулки, экскурсии; рассматривание рисунков и фотографий; свободное и тематическое рисование, лепку; моделирование и анализ заданных ситуаций; беседы, рассказы педагогов и самих детей, сочинение историй; чтение художественных произведений, мини-конкурсы, игры-соревнования.
Целесообразно использовать педагогические технологии проектного обучения, игровые технологии, технологию ТРИЗ.
Педагоги должны не столько учить, сколько помогать ребёнку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью её достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека. Позиция педагога должна помогать социальному развитию детей: он должен делиться своими мыслями и чувствами, планами и ожиданиями, показывать заинтересованность в качестве и результатах работы, в новых идеях. Педагоги должны демонстрировать эффективное, компетентное поведение, так, чтобы дети могли воспроизводить его.
Для достижения наиболее высоких результатов эксперимента необходимо активное участие родителей. Есть необходимость в изучении воспитателями и педагогом-психологом детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители, а также проводить работу с детьми по коррекции агрессивности, тревожности и страхов; работу с гиперактивными детьми; работу по преодолению застенчивости, замкнутости, нерешительности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
В ходе эксперимента необходимо проводить анализ динамики результатов. По завершению эксперимента проводится обобщение результатов и делается вывод об успешности экспериментальной работы.
Основные этапы исследования:
Эксперимент рассчитан на 3 года (2012 – 2014 годы).
1 этап (январь-август 2012 года) – подготовительный:
· обогащение предметно-развивающей среды;
· создание регуляционно-коррекционной системы по управлению объектами;
· повышение квалификации педагогического коллектива в области социологии;
· разработка тематического планирования работы по социально-личностному развитию детей;
· разработка диагностического инструментария;
· разработка критериев оценки состояния объектов социально-личностного развития;
· проведение мониторинга целостного педагогического процесса на начальном этапе программы.
2 этап (2012/13 – 2013/14 учебные годы) – активная фаза эксперимента:
· апробация методов и приёмов воспитания социальной компетентности у детей дошкольного возраста;
· проведение промежуточного анализа экспериментальной работы;
· вовлечение родителей в экспериментальную работу.
3 этап (сентябрь-декабрь 2014 года) – обобщающий:
· анализ результатов экспериментальной работы;
· распространение полученного опыта на весь педагогический коллектив;
· организация городского методического семинара по внедрению в практику работы методов и приёмов социально-личностного развития детей;
· издание методического пособия для работников ДОУ города.
Ожидаемые результаты:
üобновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
üобеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
üразвитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, эмпатия, чувство собственного достоинства;
üповышение уровня педагогической культуры родителей.
Возможные риски:
— затруднения педагогов в обучении детей в выборе адекватных способов поведения в разных ситуациях, в понимании состояния и поступков других детей;
— качество семейного социума (большое количество неполных семей, качество детско-родительских отношений, недостаток педагогической компетентности родителей);
— психологическая неподготовленность родителей к участию в эксперименте;
— отсутствие источников финансирования.
Компенсация и коррекция возможных рисков:
— создание мотивационных условий для участников эксперимента;
— проведение методических мероприятий для педагогов с целью повышения их квалификации по вопросам социализации дошкольников;
— организация работы психолого-педагогического лектория для родителей, проведение тренингов с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, помощь в расширении семейной библиотеки;
— привлечение спонсоров к экспериментальной деятельности.
Форма представления результатов эксперимента:
Øдиагностический материал;
Øрезультаты мониторингов;
Øметодические разработки непосредственно образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности педагогов с детьми, взаимодействия с родителями;
Øсправка о ходе эксперимента;
Øзаключение по итогам эксперимента.
Источники финансирования:
Øмуниципальное финансирование в рамках Программы развития дошкольного образования города;
Øсредства из Фонда развития детского сада;
Øвозможные дополнительные внебюджетные средства.
Больше информации на странице неофициального сайта